Вторник, 11.08.2020, 01:51
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Официальный сайт МБОУ "Карагачская СОШ" Беляевского района Оренбургской области

Меню сайта
Госуслуги

Ссылки













Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Методические материалы

Главная » Файлы » Мои файлы

Роль внеклассной работы в обучении немецкому языку
[ Скачать с сервера (27.9 Kb) ] 01.10.2014, 21:32

Каждому учителю немецкого языка известно, что дает внеклассная работа и какой огромный потенциал в ней заложен. Она способствует развитию и поддержанию интереса учащихся к иностранному языку, повышению уровня их практических навыков говорения; воспитанию учащихся, расширению их кругозора, развитию их творческих способностей, эстетического вкуса, воображения, памяти и внимания; формированию у них самостоятельности, организованности, точности и аккуратности в выполнении порученных заданий.

Внеклассная работа – система неоднородных по содержанию, назначению, методике проведения и формам воспитательно-образовательных внеурочных мероприятий, выходящих за рамки обязательных учебных программ.

Процесс организации внеклассной воспитательной работы по иностранному языку – система, в которой каждой ступени обучения (младшей, средней, старшей), соответствуют определенные формы, полностью отражающие содержание внеклассной работы. Содержательный аспект внеклассной работы составляют те ее формы, которые должны проводиться в школе (массовые, групповые и индивидуальные). Организационный аспект системы внеклассной работы по иностранному языку в средней школе предполагает распределение имеющихся форм работы по ступеням обучения и классам.

Уменьшить падение интереса и уровня мотивации на определенной ступени обучения (чаще это бывает в 6–7 классах) может внеклассная воспитательная работа по предмету. Ученики, участвующие в выполнении заданий по внеклассной работе, обеспечивают наибольшую активность и на уроках. Взаимосвязь внеурочной и урочной работы способствует лучшему усвоению учебного материала. Эта взаимосвязь снимает барьеры, трудности в общении, «расковывает» учащихся, делает их более уверенными в своих возможностях, реально оказывает значимость изучения предмета.

Данное пособие знакомит читателей с «Неделей немецкого языка», которая проведена в МОУ с углубленным изучением немецкого языка.

Данное пособие рекомендуется учителям немецкого языка, независимо от того, изучается немецкий язык как предмет или факультативно, или это второй, третий иностранный язык.

Предлагаемый материал данного пособия может быть использован как во неурочное время, так и в урочное.

Данное учебное пособие рекомендуется всем, кто изучает или интересуется немецким языком.


^ 1. Цели и задачи внеклассной работы:

1. Внеклассная работа по немецкому языку в школе стала неотъемлемой частью общей системы учебно-воспитательных средств формирования личности. Внеклассная работа проводится с учетом трех основных целей: практической, образовательной и воспитательной.

Для реализации практической цели необходимо в процессе утренника (вечера) активизировать знания, навыки и умения, полученные учащимися на уроках немецкого языка.

^ С образовательной целью полезно при проведении утренника (вечера) расширить кругозор школьников, поэтому здесь дается информация о традициях, праздниках, достопримечательностях, известных писателях, художниках, композиторах страны изучаемого языка.

Реализация воспитательной цели при подготовке и проведении внеклассной работы заключается в развитии у школьников чувств патриотизма и интернационализма, в создании возможностей для про-ведения их индивидуальных художественных способностей.

^ Названные цели определяют задачи внеклассной работы по немецкому языку:

– тематику внеклассной работы целесообразно связывать со страной изучаемого языка;

– внеклассная работа должна базироваться на программном материале и подготовке, полученной учащимися на уроке. Для этого необходимо:

а) активизировать уже изученный учениками словарный запас и грамматические формы во время конкурсных лексических, грамматических игр, загадок, кроссвордов и т.д.;

б) создавать дополнительную естественную практику для аудирования на немецком языке во время прослушивания номеров художественной самостоятельности; 

в) быть доступной большинству участвующих и присутствующих для понимания;

г) дарить радость познания нового;

д) быть предельно массовой по участию школьников в подготовке и проведении мероприятия;

е) воспитывать интерес и уважение к ментальности, истории, искусству немецкоговорящих стран, на сравнение с реалиями других стран укреплять чувство патриотизма, любви к своей родине. 

Внеклассная работа является одним из существенных факультативов, способствующих успешному обучению немецкому языку. Известно, что изучаемый на уроке языковой материал, как правило, не находит частого применения в жизненной практике школьников, и именно вне-классная работа может стать дополнением к учебной работе, способствовать закреплению и применению усвоенных учащимися знаний.

Подготовка и проведение внеклассных мероприятий (викторин, конкурсов соревновательного характера, утренников, тематических вечеров и т.д.) способствуют повышению интереса учащихся к изучаемому предмету, улучшению качества знаний, развитию разговорных навыков, повторению и закреплению ранее изученной лексики, расширению словарного запаса.

При подготовке любого внеклассного мероприятия надо помнить о том, чтобы оно не было слишком длительным, затянутым, т.к. длительное восприятие иностранной речи утомляет детей; здесь необходимо учитывать, для какого возраста предназначается то или иное внеклассное мероприятие, особенно это касается сказок, утренников или тематических вечеров в отличие от викторин, поскольку они проходят более оживленно, т.к. идет обоюдное общение (ведущий или ведущая и зал). Следовательно, чем младше школьники, тем меньше времени (15 – 25 минут). Темы материала должны подбираться соответственно возрастным группам учащихся. Необходимо, чтобы участники как можно чаще подготавливали сами детали к оформлению сцены (лозунги, плакаты, изречения великих людей, пословицы, поговорки на иностранном языке). Костюмы могут быть сшиты как с помощью родителей, так и взяты напрокат в районных дворцах культуры.

При организации самостоятельной работы, например, выпуске стен-газет на иностранном языке, важно учитывать принцип посильности. Сначала материал подбирается, затем отбирается необходимый и распределяется по всему объему ватмана, придумываются заголовки, рисунки.

Большую роль при выполнении внеклассного мероприятия играют современные технические средства. Это телевизор, мультимедийные диа-проекторы, кассетные записи, диски, пианино, а также домашние инстру-менты (гитара, скрипка, баян, гармонь, деревянные ложки и т.д.). 

Очень многие ребята играют на гитаре, и их привлечение к разного рода внеклассным мероприятиям повлияет положительно на становление детей как личностей. Ведь не секрет, что такие ребята пользуются большой популярностью у своих одноклассников, а их выступление перед большой аудиторией в актовом зале школы тем более действует положительно на психику подростка. Он чувствует, что он не одинок, нужен коллективу. Большинство школ живут под девизом: «И лучше всех умеем мы трудиться, и лучше всех умеем отдыхать».

Отдыхать – это не значит лежать на диване или сидеть в классе и смотреть телевизионные программы. Отдыхать – это значит принимать участие, а не быть простым созерцателем происходящего на сцене.

Многие учителя добиваются достаточной эффективности внеклассной работы за счет четкой ее организации и при умелом сочетании с учетом работы.

Когда школьники приступают к выполнению на иностранном языке того или иного задания по внеклассной работе, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса. Задача учителя – добиться того, чтобы интерес не пропал, а был постоянным и устойчивым; если же все будет делаться без интереса, как говорится, из-под палки, то пользы не будет тому, кто выполняет и тому, кто даёт это задание. Никому! Если же что-то у ученика не получается сразу, надо ему помочь, ни в коем случае не исключать из кружка, а найти что-то именно для такого ученика, чтобы разбудить в нем интерес.

Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет знания по иностранному языку, но и способствует расши-рению кругозора учащихся.

Организационная работа должна быть четкой. Дни проведения мероприятий согласовываются с учебной частью школы. Тематика занятий должна быть актуальна и соответствовать уровню подготовленности и интересам учащихся. Немаловажную роль во внеклассной работе занимает то, как оформлен кабинет иностранного языка, чувствуют ли себя ребята уютно, где и что находится для проведения различного рода внеклассных мероприятий: наборы песен, стихов, игры, костюмы, куклы и т.д., красочное оформление, сценарии проведения внеклассных мероприятий. Поэтому учителю удобно, если материал сгруппирован по темам, по датам, страноведческий материал подобран по странам, где немецкий язык – родной. Такое распределение материала для проведения внеклассной работы дает учителю возможность вместе с учениками оперативно выпускать газеты, оформлять стенды, сочинять сценарии вечеров и т.д. 

В данном случае учитель выступает, как «директор», консультант, помощник, который не мешает инициативе ребят, а поддерживает их желание проявить себя в каком-то задании. Партнерство, понимание, играют важную роль при под-готовке и проведении внеклассного мероприятия как для учащихся, так и для учителя. Успешно выполненное задание побуждает учащихся принимать ак-тивное участие в дальнейшей внеклассной работе. Различные массовые формы внеклассной работы помогают организовать свободное время школьников, уси-ливают мотивацию в дальнейшем к изучению немецкого языка, решают задачи общего развития. Они дают учащимся возможность практически применять не-мецкий язык, способствуют развитию у них речевых умений, повышают интерес к немецкому языку. 

^ Вся внеклассная работа строится на принципах добровольности, активности учащихся. декадника или недели немецкого языка. 

Принципы систематичности и последовательности дают высокий эффект в изучении немецкого языка. Принцип личной индивидуализации предусматривает направленность на учет индивидуальных и возрастных особенностей школьников.


^ 2. Формы внеклассной работы по немецкому языку многообразны. 

В подготовке и проведении утренников (вечеров) можно выделить 4 этапа: 

1 этап – подготовка программ, определение времени и места.

2 этап – составление плана и подбор материала, составление сценария, подбор исполнителей, изготовление костюмов и реквизита, составление эскизов оформления помещения, подготовка звукового оформления, подбор награждения для победителей. 

На втором этапе отрабатывается программа, и школа оповещается о готовящемся мероприятии. Проводятся репетиции.

^ 3 этап – непосредственное проведение самого утренника (вечера), подведение итогов, награждение победителей.

4 этап – выпуск информационного листка, посвященного данному событию.

Типовой план-программа утренников или вечеров включает ряд постоянных компонентов, которые могут изменяться в зависимости от темы и возрастных особенностей участников. К постоянным компонентам программы относятся: 

– выступление ведущего;

– сообщения по теме;

– викторина;

– художественная часть (концерт на немецком языке);

– конкурсы (на немецком языке);

– подвижные игры немецкоговорящих стран;

– награждение победителей.

Хотелось бы подчеркнуть, что темы утренников или вечеров целесообразно увязывать с программными темами. Это удобно по ряду причин.

Во-первых, подготовку к таким утренникам можно проводить частично на уроках, давая в виде домашних и классных заданий некоторый дополнительный материал по теме: песни, стихи, тематические сценки или диалоги и т.д. Даже оформление может быть выполнено к завершающему уроку по теме в виде конкурсных заданий по группам (стенды, газеты, ребусы, кроссворды, шаблоны и т.д.). Шаблоны даются в черно-белом цвете, а ребята раскрашивают их в разные цвета по вкусу. Во-вторых, пройденная тема создаёт базу для ауди-рования и составления программы утренника или вечера, что даёт возможность учащимся воспринимать немецкий язык без особых трудностей. 

^ По содержанию можно выделить такие группы форм внеклассной работы:

1. Соревновательные формы работы – конкурсы, игры, КВН, олимпиады, викторины, турниры. 

^ 2. Средства массовый информации – стенгазеты, стенды, бюллетени, выставка-викторина, объявления, радиоузел (если такой есть в школе).

3. Культурно-массовые формы работы – вечера разных направлений и форм, спектакли, постановка сказок, выступления вокальных групп или хора, народные танцы, праздники, утренники.

^ 4. Политико-массовые формы работы – акции солидарности, форумы, «круглые столы», митинги, пресс-конференции, фестивали.

5. Научно-познавательные – НОУ, предметные КВН, предметные кружки, специализированные курсы по предмету, факультативы по предмету «Немецкий язык», выпуск школьного журнала или альманаха на иностранном языке, ведение летописи школы и т.д.

Деятельность учащихся в разных формах внеклассной работы будет неодинаковой, что очевидно по следующей таблице: 


^ Формы работы


Преимущественно развиваемые свойства личности


Соревновательные формы работы (кон-курсы, викторины…).


1. Чувство товарищества, коллективизма.

2. Умение подчинять личные интересы интересам коллектива.

3. Взаимопомощь, взаимовыручка.

4. Внимание, сообразительность, наблюдательность, чувство догадки, память.


Средства массовой информации (выпуск стенгазет…).


1. Трудолюбие, сосредоточенность на деле, терпение.

2. Умение подобрать материал по теме. Способность выделять главное и второстепенное.

3. Абстрактное и логическое мышление.

4. Художественный вкус и способности.

5. Воображение.


Культурно-массовые формы (вечера).


1. Расширение кругозора.

2. Ответственность за порученное дело.

3. Драматические и музыкальные способности.

4. Активность.

5. Память и речевые механизмы.

6. Восприятие.


Политико-массовые формы работы (митинги).


1. Активность и идейная убежденность, гражданственность.

2. Чувство коллективизма.

3. Принципиальность.

4. Умение воздействовать на собеседника убедительностью доводов и аргументов.


Научно-познавательные формы работы (кружки, предметные НОУ).


1. Желание узнать больше, чем по программе, тяга к знаниям.

2. Умение добывать необходимую информацию и перерабатывать в нужном ракурсе.

3. Исследовательская работа.

4. Умение научно воздействовать на собеседника с под-креплением фактов.

5. Расширение кругозора.

Категория: Мои файлы | Добавил: karagachschool
Просмотров: 1418 | Загрузок: 56 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск по сайту
Горячая линия
Соц. закладки
"Поколение XXI в"